Четверг, 19.09.2024, 05:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика



Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Н.М.Гирфанутдинова заместитель директора,учитель истории, обществознания МОУ «Гимназия №8» Советского района г.Казани, член Правления
Прежде, чем приступить к теме своего выступления, я хотела бы обратиться к цифрам статистики, опубликованным в сборнике Министерстве образования и науки Республики Татарстан «Состояние и тенденции развития образования»
В 2009 году в школах республики работают 45 тысяч учителей, из них молодых учителей со стажем до 5 лет - не более 2,5 тыс. (5%). Численность молодых учителей ежегодно уменьшается, зато пенсионеров становится все больше. Средний возраст педагогов в Республике Татарстан - 50 лет. Омоложение отрасли в ближайшее время не предвидится, потому что выпускники педагогических вузов из года в год идут работать куда угодно, но не в школу. Подсчитано, что из 3.5 тысяч выпускников педагогических вузов и ссузов ежегодно соглашаются работать по полученной специальности только 50 %, при этом половина из согласившихся в конце учебного года тоже уходят из школы в другие , более высоко оплачиваемые отрасли. Закрепляемость молодых кадров в школах крайне низкая, поэтому зачастую не успеваешь не то, чтобы наставить, а даже приглядеться к молодому учителю, настолько быстро они меняют сферу деятельности.
 
Конечно, кризис приостановил текучесть педагогических кадров. Бывшие учителя вынуждены возвращаться в школы из-за сокращения рабочих мест в реальном секторе экономики. Вот только за время работы менеджерами, клерками и продавцами возвращенцы основательно подзабыли и свой предмет, и методику, одним словом, дисквалифицировались.
Однако если у молодого учителя есть трудолюбие, целеустремленность, а главное, желание работать с детьми, все поправимо. Будет опыт работы - вырастет и квалификация. Важно только помочь молодому неопытному учителю обрести себя как специалиста, содействовать его профессиональной адаптации. Для этого и нужны учителя-наставники, причем, не просто нужны, а необходимы, потому что профессиональная подготовка в педагогических вузах, к сожалению, «хромает». Студенты педагогических вузов за 5 лет обучения видт детей не больше двух месяцев во время практики на 4 курсе.
Отсутствие практического опыта наряду с психологическими перегрузками и ненормированным рабочим днем отпугивает молодого учителя от профессии, и только помощь более опытного коллеги, который возьмет на себя функции наставника, может реально изменить ситуацию. Наставничество требует от учителя и времени, и сил, значит, эта работа должна стимулироваться как морально, так и материально.
В этих целях я предлагаю:
1. Узаконить статус учителя - наставника, например, путем разработки и утверждения Положения о наставничестве в образовательных учреждениях Республики Татарстан. В этом Положении следует прописать пункт о соответствующем материальном стимулировании и доплатах. Поскольку вводится новая отраслевая система оплаты труда, доплаты за наставничество вполне реальны, важно это инициировать через наше общественное объединение. Если руководители структурных подразделений меня поддержат, то конкурс на лучший проект Положения о наставничестве можно провести в подразделения Объединения уже в 1 квартале 2010 года.
2. Далее, я предлагаю ввести номинацию «Лучший наставник» в программу проведения профессионального конкурса «Учитель года Республики Татарстан». Для того, чтобы определить лучшего наставника, предлагаю организовать анкетирование молодых учителей в возрасте до 30 лет. Кстати, они все входят в общественное объединение молодых педагогов, так что проблема вполне решаемая через взаимодействие двух республиканских педагогических организаций
3. В качестве морального поощрения целесообразно инициировать награждение лучших наставников отраслевыми Почетными грамотами с формулировкой «За эффективную организацию наставнической работы».
 
Для того, чтобы иметь полную информацию, как действует институт наставничества в системе образования республики, Правление нашего Объединения будет выходить с запросом в Министерство в каких муниципальных образованиях выстроена наиболее эффективная работа по организации наставничества. Я уверена, что там, где наставничество осуществляется не на бумаге, а в жизни, и закрепляемость молодых специалистов будет выше, и результаты работы лучше. А главное, у школ, откуда не уходят молодые, есть будущее. Вот о таких школах и отделах образования мы и будем информировать общественность через наш сайт.
Как учитель и член общественного объединения творческих педагогов, я вижу нашу главную задачу в том, чтобы не только не потерять молодежь, но и содействовать их привлечению в школу.
 
-Поэтому я поддерживаю идею министра Альберта Харисовича Гильмутдинова о привлечении в школы талантливых выпускников, закончивших ВУЗы с красными дипломами, независимо от профиля их образования.
 
Кроме того, я вижу еще один ресурс по привлечению молодежи в школу – учительские династии. Мы предлагаем совместно с государственными структурами продумать систему мероприятий по поддержке учительских династий. Например, предоставить выходцам из учительских семей приоритетное право поступления в педагогические вузы в рамках целевой контрактной подготовки.
В заключение выступления хочу сказать: наша общественная организация рождается под счастливой звездой в преддверии Года учителя. С самого начала оргкомитет по созданию объединения работал рука об руку с Министерством .
При такой поддержке и взаимопонимании со стороны органов управления нам по плечу любые задачи, какими бы сложными они не казались. Мы – вместе, и поэтому мы - сила!
Спасибо за внимание.
Категория: Мои статьи | Добавил: Ned1m (29.01.2010)
Просмотров: 1690 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: